Вячеслав Тельнов (Фонд кино): «Задача раздвижки релизов – просто немного помочь нашему кино»

Вячеслав Тельнов (Фонд кино): «Задача раздвижки релизов – просто немного помочь нашему кино»

О РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТЫ ПРЕЖНЕГО РУКОВОДСТВА ФОНДА КИНО

– Считаю как минимум неэтичным критиковать прежнее руководство Фонда кино. Мы видим его безусловные успехи. По итогам 2018 года российский кинематограф обновил кассовый и зрительский рекорды. Совокупный бокс-офис отечественных фильмов превысил 13,8 миллиарда рублей, тогда как в 2012-м сборы составили только 6 миллиардов. Совокупная посещаемость наших картин выросла – с 28,7 миллиона зрителей до 57,9 миллиона. По сравнению с 2012 годом доля российского кино по количеству зрителей увеличилась с 16,4 процента до 28,9 процента (на 12,5 процентных пункта), а доля по кассовым сборам – с 15,5 процентов до 27,5 процентов (на 12 процентных пунктов). 80 процентов бокс-офиса российского кино в 2018-м пришлось на фильмы, созданные при поддержке фонда. Конечно, без промахов никогда не обходится. Ну, например, прокат некоторых из поддержанных Фондом кино проектов не оправдал ожиданий. Мы сейчас анализируем сложившуюся ситуацию индивидуально по каждой картине с тем, чтобы не только не допускать в будущем очевидных провалов, но и в целом увеличить эффективность поддержки фильмов как в производстве, так и в продвижении. Фонд накопил достаточный опыт, и уже сейчас в процедурах работы произошли некоторые изменения. Успешность этих и других планируемых новых шагов покажет только время.

О «НОВОГОДНЕЙ БИТВЕ», ЗАВЕРШИВШЕЙСЯ ПОБЕДОЙ РОССИЙСКОГО КИНО

– «Новогодняя битва» в этом году оказалась самой доходной с момента начала работы Фонда кино. С 30 декабря по 8 января в кинотеатры пришло 16,7 миллиона зрителей против 15 миллионов в прошлом году, кассовые сборы составили 4,5 миллиарда рублей против 4 миллиардов прошлого года. Нашим достижением стало то, что прирост обеспечили именно российские картины, которым отдали предпочтение 12 миллионов зрителей, что на целых 2,6 миллионов человек (или 26,6 процента) больше, чем в прошлые новогодние каникулы. Совокупный бокс-офис российских картин составил 3,3 миллиарда рублей, иностранного кино – 1,2 миллиарда. Новогодний период, как и весь 2018 год, показал, что сборы и посещаемость зарубежных фильмов сокращаются, а соответствующие показатели отечественных кинопроектов, наоборот, демонстрируют рост. Доля российского кино в праздничные дни составила 72,9 процента совокупной посещаемости кинотеатров страны. Созданные при поддержке Фонда кино фильмы обеспечили более половины сборов. Столь высокие показатели прежде всего обязаны успеху поддержанной фондом военной драмы Т-34 режиссера Алексея Сидорова, которая собрала в прокате более 2,2 миллиарда рублей и стала второй самой кассовой российской картиной после «Движения вверх». Из поддержанных Фондом кино картин в десятку лидеров по сборам вошли продолжения известных новогодних франшиз «Елки», «Три богатыря» и «Снежная Королева».

О ПЕРСПЕКТИВАХ РОССИЙСКОГО КИНО

– Устойчивая тенденция роста посещаемости и кассовых сборов российских фильмов при одновременном спаде у иностранных является лучшим ответом на вопрос, может ли российское кино собирать зрителей только в отсутствие конкуренции. Наше кино стало конкурентоспособным, оно само по себе сильное, качественное, достойное. Этот подтверждает и рост сборов от зарубежных показов, многочисленные призы и премии на самых престижных конкурсах и фестивалях. Как и в любой индустрии с высокой международной конкуренцией, российским производителям нужна поддержка. Раздвижение релизов, безусловно, помогает повысить посещаемость, но нужно понимать, что зрителя невозможно затащить в кинотеатр на слабые фильмы, у него есть выбор не только между проектами текущего репертуара в кино, но и кинопоказом на телеканалах и в Интернете. Задача раздвижки релизов – просто немного помочь нашему кино.

О СИСТЕМЕ ГОСПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА

– Не секрет, что главной болью игроков является система поддержки. Изменения предлагаются всеми участниками процесса. Например, уже в цикле отбора 2019 года при комплексной оценке новых заявок обязательно будет учитываться своего рода «кредитная история» заявителей – успешность предыдущих фильмов компаний-производителей. В этом году мы начали раньше обычного проводить конкурс на поддержку производства. Уже в апреле будут закончены все конкурсные процедуры, и организации кинематографии смогут войти в летний съемочный период с выделенными Фондом кино средствами.

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ФОНДА КИНО И МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РФ

– Фонд кино и министерство культуры не конкурируют между собой, они совместно решают единую задачу по развитию отечественной кинематографии. Мы считаем, что совершенно логична передача Минкультуры части полномочий учредителя фонда, особенно тех, что касаются стратегических решений и установок. Фонд при совместной с министерством работе не может быть абсолютно автономен. Организационные изменения добавят его работе прозрачности и открытости. Надеюсь, это будет способствовать еще большей эффективности его деятельности.

О МОДЕРНИЗАЦИИ КИНОТЕАТРОВ

– После запуска программы модернизации кинозалов все участники проката оценили важность и нужность этой работы. Со следующего года фонд будет инициировать увеличение пороговой численности жителей в поддерживаемых населенных пунктах, где проживает до 1 миллиона человек. В части проката мы считаем, что минимальной гарантией являются сами кинотеатры, уже поддержанные по нашей программе, даже в самых маленьких населенных пунктах. Мы пытаемся им помогать и надеемся, что вместе с партнерами в течение этого года нам удастся создать единую агентскую сеть, которая возьмет на себя расходы и организацию доставки контента. Сейчас мы в активном поиске партнеров и агентов для совместной работы в этом направлении.

О КИНОКОМИССИЯХ

– На сегодняшний день сформировалось три вида кинокомиссий, созданных при поддержке Фонда кино, Минкультуры, Ассоциации продюсеров кино и телевидения и Агентства стратегических инициатив. С рибейтом из субсидии следующего года, с фиксированной суммой – это кинокомиссия Приморского края, во Владивостоке. С рибейтом из субсидии текущего года, с плановой суммой сформированы кинокомиссии Калининградской, Ульяновской, Вологодской и Иркутской областей. Уже в 2019 году к системе компенсации расходов до 20 процентов присоединилась администрация Новгородской области, где также была создана аналогичная организация. Кинокомиссии без рибейта действуют в Москве, Астраханской и Тульской областях. Есть еще один вариант кинокомиссий с рибейтом, но созданных усилиями региональных инициативных кинематографических групп с частичной поддержкой администраций регионов, – сегодня это организации Крыма, Татарстана, Башкортостана и Архангельска, а также кинокластер в Карелии. По региональному охвату системой рибейтов нам предстоит еще много поработать.